Ты и я - одной крови
На этой неделе в прокат вышла очень важная картина Брюно Дюмона "Хадевейх", о которой по-хорошему надо было бы полноценной рецензией отчитаться, но я тут вспомнил, что написал вполне добросовестную заметку после октябрьской премьеры на фестивале "2MORROW". И лучше, наверное, её перечитать, чем те же смыслы в новые слова упаковывать. Хотя и сейчас есть что сказать. Так, на уровне общих размышлений, но по теме.
В октябре я писал, что в Канны (а Дюмон один из любимчиков Лазурного побережья) ленту не взяли, потому что режиссер, скорее всего, банально не успевал её доделать. Эта версия и сейчас, так сказать, рабочая. Но, зная, что там и как, и к чему Дюмон вообще подводит, я бы на месте руководства фестиваля банально испугался. Скандалы бывают разные: с Триером в том году был, с Алексеем Германом случалось (потом, правда, французы очень долго прощения просили), ещё с кем-то, много случаев. Ну а тут... Опасно в конкурс главного кинофестиваля мира ставить фильм, где очень умный режиссер на пальцах показывает и доказывает, что ещё чуть-чуть и Франции, как некой этнической и религиозной (речь, естественно, о католицизме) общности конец. И конец - это ещё самое мягкое слово, которое приходит на ум. Самое главное, он не просто констатирует, что, мол, всё, ваша песенка спета. А показывает механизм: из-за чего, а точнее - из-за кого это всё происходит. Все уже привыкли, что алжирцы, арабы и прочие "французы" в Париже машины жгут. Но вот после "Хадевейха", по идее, на улицы должны выйти не "французы", а французы. Понятно, что всё равно никто бы никуда не вышел. Но мозги многим картина могла бы хорошо промыть. Особенно тем, кто с каждого угла о толерантности кричит, не понимая, что толерантность в Европе превратилась (к огромному сожалению) в ширму вседозволенности.
Кроме этого, "Хадевейх" конечно серьезнейшее высказывание по религиозному вопросу. Братья Коэны, скажем, последнее время задаются небезынтересным вопросом: когда Бог вернется с обеденного перерыва и обратит внимание на дела наши грешные? Умно и тонко. Но Дюмон убирает братьев на раз, справедливо смещая акценты и делая немаловажные уточнения. По Дюмону: Христос где-то обедает, а Аллах как раз работает, направляя своих детей на путь "праведный". И вроде ничего нового: известно, что религия испокон веков была базовой вещью для большинства идеологий (и даже атеистических идеологий). В начале XXI века, очевидно, ничего не изменилось. Но почему-то никто об этом не говорит, никто не актуализирует (в искусстве) вполне животрепещущую тему.
Конечно, можно просто перечитать "Закат Европы" Шпенглера и расплакаться. Но лучше - посмотреть "Хадевейх" и... задуматься.
|
|