В России возрождается Госкино
Вчера на завершившемся форуме «Российская киноиндустрия - 2008: анонс будущего» замминистр культуры РФ Александр Голутва заявил о создании департамента кинематографии.
«По сути, департамент будет выполнять функции бывшего управления кинематографии Федерального агентства по культуре и кинематографии и Госкино. Задачи работы останутся прежними - поддержка производства и проката отечественных фильмов, - пояснил газете «Коммерсантъ» Александр Голутва.
Руководителем департамента назначен Сергей Зернов, продюсер фильмов «Флэшка», «Мусорщик», «Граница: Таежный роман». В данное время он является гендиректором киностудии «Центр национального фильма». Что касается остальных кадров, то практически весь руководящий состав перекочует из ФАККа (Федеральное агентство по культуре и кинематографии) в новый департамент.
Структура департамента будет аналогичной ФАККовской за исключением двух новых отделов – отдел производства и проката неигровых и анимационных фильмов и экспертно-аналитический отдел. Кроме того, при департаменте будет создан специальный аналитический отдел по вопросам кинематографии, который будет давать рекомендации правительству страны по развитию отрасли. Стоит отметить, что, возможно, данный департамент станет первым шагом на пути реформации отечественного кинопроизводства. Недавно министр культуры Александр Авдеев заявил, что с 2009 года в российской киноиндустрии будет действовать национальный заказ на производство фильмов. «Будем приглашать выдающихся кинорежиссёров, кинооператоров, лучшие кинокоманды», - отметил министр. В частности российские СМИ сообщали, что с 2008 года Минкультуры изменит систему государственной поддержки отрасли. Предполагается, что сначала государство будет финансировать создание «нужных» сценариев, а уже затем подбирать режиссёра и студию.
На эту масштабную программу, по заявлению замминистра культуры Александр Голутва, в России с 2009 года будет выделяться ежегодно по 4 млрд рублей, сообщает «Интерфакс». По его словам, государство планирует поддерживать фильмы, которые «соответствуют задачам, стоящим перед страной, российским обществом». Голутва отметил, что это могут быть проблемные, остросоциальные картины, отвечающие задачам, например, создания гражданского общества, борьбы с наркоманией, преступностью, терроризмом, коррупцией и т.д. Одним из первых фильмов, снятых по официальному государственному заказу, стала прошлогодняя лента Владимира Хотиненко «1612». Режиссер признавался, что предложение ему сделал Никита Михалков, но говорил, что никаких особых установок, кроме «задания снять картину о Смутном времени», не получал.
Новость о создании департамента кинематографии, который по функциям напоминает советское Госкино, единственного заказчика и проводника партийной линии в кинематографе, была встречена неоднозначно. Если киновед и продюсер Вячеслав Шмырев и генеральный директор Киностудии им.Горького Станислав Ершов, как отмечает МК, положительно прокомментировали заявление замминистра культуры, высказавшись, что это «новость положительная» и «правильное и верное решение, то, к примеру основатель фестиваля «Кинотавр» Марк Рудинштейн критикует нововведение. В интервью телеканалу О2ТВ известный кинодеятель заявил, что создание подобного департамента «большая глупость». Сам Рудинштейн предложил иной способ поддержки отечественного кино: «Я лично настаивал на департаменте кино при правительстве. Кино - это целая сложная система производства, которой нужно прямое правление правительства, иначе оно (кино) будет опять мучиться».
Также, рассуждая о поддержке отечественного кинематографа, Рудинштейн отметил, что правительство должно четко сформулировать принципы финансирования кино: «Государство не должно финансировать «Любовь-морковь». А оно финансирует, и фильм пользуется колоссальным успехом. <…> Сегодня требуется несколько телодвижений – это льготы в рекламе года на два, для того чтобы рекламировать не только «Ночной дозор», а рекламировать новую продукцию многих режиссёров, чтоб они заработали деньги». К коммерческим успехам современного отечественного кино Рудинштейн также относится критически: «Иногда кажется, что нет никакого Бекмамбетова. Мне кажется, что есть какой-то ребёнок Константина Эрнста и Анатолия Максимова. Реклама этих двух фильмов («Ночной дозор» и «Дневной дозор») была в 10 раз дороже, чем стоимость самого фильма. <…> Бекмамбетов какое-то порождение рекламное».
|
|