Прочь из моей головы...
Стряхнул пыль с делёзовского кирпича "Кино". Обнаружил массу собственных карандашных подчеркиваний и восклицательных знаков на полях. Что имелось в виду в каждом отдельном случае за давностью лет позабыто, но вот испещренные последние абзацы книги волнуют сознание до сих пор. Там Делёз не то чтобы однозначные выводы формулирует (француз и однозначность понятия несовместимые), но ряд очень метких мыслей проговаривает.
Процитируем классика: "Теория кино - это теория не "о" кино, но о концептах, вызванных кино к жизни, - и сами они вступают в отношения с другими концептами, соответствующими иным практикам, причем практика концептов не обладает никакими привилегиями по сравнению с другими практиками, а её предмет - по сравнению с другими предметами" и "Теория кино направлена не на кино, а на его концепты, являющиеся не менее практичными, влиятельными и действительными, нежели само кино".
С самого начала стоит оговориться, что собственно кино, кинематограф как таковой Делёза интересовал в последнюю очередь, а интересовали как раз эти концепты, кино порождаемые. О них он всю книгу и толкует. Если не углубляться в глубины делёзовских построений (что, с одной стороны, невероятно интересно, но с другой - опасно и чревато для здоровья) и рассуждать, как в школе прапорщиков, то в сухом остатке получаем плодотворнейшую мысль о роли кино-образов в нашем сознании. А они (кино-образы) уже давно там (в сознании) полноправные хозяева, а порой и диктаторы. Вот слышим мы "Пьер Безухов", кого представляем?, правильно - Сергея Бондарчука. А что представляем, когда слышим "Титаник" и говорить не приходиться.
Кино-образ до сих пор остаётся самым мощным манипулятором. Сомневаюсь, что на голливудских холмах все Делёза читали, но эту истину смекнули уже давно и с блеском воплощают в жизнь. Годар однажды сказал гениальную фразу: "Я постигал жизнь через кино". Это к нам всем в большей или меньшей степени относится, в зависимости от насмотренности. Порой кто-то тебе что-то рассказывает, а сам думаешь: Ну-у, батенька, всё мы это уже у Триера (к примеру) видели и т.д. А причина как раз в этих концептах, которые не просто в сознании остаются, но порой и доминируют там, подлецы.
Существует масса различных теорий заговора, посвященных проталкиванию различных идей именно посредством кинематографа. Как и любые теории заговора эти построения очень уязвимы, но если на секундочку задуматься, то, пожалуй, да, почти идеальное оружие "массового поражения". Как тут быть? Наверное, смотреть как можно больше разного кино. Если уж с самими концептами и кино-образами ничего поделать нельзя, то хотя бы можно постараться перевести количество в качество.
|
|