Разделы
Главная страница
Фотоархив
Рецензии на фильмы
Персоналии
Ссылки
Агрессия созвучий

И на ночь глядя пару слов о перфекционизме в кино. Профессионалов своего дела, готовых вылизывать своё детище до последней монтажной склейки всегда хватало (взять того же Питера Гринуэя), но бОльшей славы, чем у Стэнли Кубрика на этом поприще не было, пожалуй, ни у кого.

Существуют десятки правдивых историй и ещё миллион вымышленных о том, как он изводил съёмочную группу во имя искусства. До сих пор, к слову, непонятно почему в шахматном этюде, который разгадывает астронавт Дэйв Боуман в "Космической Одиссее" была допущена явная ошибка (Кубрик великолепно играл в шахматы и был большим знатоком этюдов). И в то же время очевидно, что тень вертолета в начале "Сияния" - не случайность, а продуманный шаг и т.д. и т.п.

Но более подробно хотелось бы поговорить о его последней работе "Eyes Wide Shut". Первое, что бросается в глаза - доведенный до совершенства излюбленный прием режиссёра с паралелльным движением камеры и героев. "Баловаться" этим он начал ещё в "Заводном апельсине", в "Сиянии" и "Full Metal Jacket" развил, а здесь довёл до каких-то немыслемых высот. На первый взгляд, всё очень просто. Когда герои в кадре статичны - камера статична, как только герои начинают движение - камера начинает движение. Во время просмотра это создаёт любопытный эффект, который зачастую невозможно сразу отрефлексировать. В "Eyes Wide Shut" есть сцена (к сожалению, на ютубе этого отрывочка нет, было бы нагляднее), когда машина поворачивает вправо, немного не вписывается, сдаёт назад и удачно осуществляет манёвр. Что делает камера: она один-в-один (!) повторяет все движения машины, но только с поворотом не вправо, а влево. Синхрония движений там просто потрясающая.

Но и это ещё цветочки. Смотря этот фильм меня всегда мучили тягостные мысли относительно цветовой гаммы. Было очевидно, что выстроено всё бесподобно, но механика этой "бесподобности" никак не хотела открывать свои тайны. И, наверное, во время пятого просмотра я кажется догадался и догадку свою в дальнейшем подтвердил. На протяжении всей картины Кубрик работает исключительно с тремя цветами: красный, жёлтый, синий. Как минимум, два из них присутствует в кадре постоянно. Очень и очень часто в кадре присутствует все три. Далее несколько кадров, выбранных в буквальном смысле наобум:

На следующем кадре интересна не столько синяя кофточка дочери, сколько любовно поставленная около лампы синяя декоративная бутылка

В самой важной сцене (если не считать сцену оргии) фильма, когда Виктор Зиклер объясняет Биллу почём фунт лиха и куда он влез, в привычную троицу неожиданно влезает зеленый цвет, причём делает это настойчиво и агрессивно

Самая банальная из возможных догадок - зеленый призван подчеркнуть важность сцены. В последних сценах фильма балом вновь правят красный, жёлтый и синий.
Выводы? А какие тут могут быть выводы? Просто перед нами пример гиперперфекционизма, перед которым волей-неволей хочется снять шляпу.

 

Используются технологии uCoz