Children of the revolution
На Kinote.info выложили интервью Жана-Люка Годара, взятое у режиссёра в июне 1968 года. Называется "Философствуя через борьбу". Занятнейшая беседа получилась. Жан-Люк, ясное дело, ершится. Ещё месяца не миновало после известных майских событий (в феврале уволили директора французской Синематеки Анри Ланглуа, что привело к массовым митингам, демонстрациям и отмене Каннского кинофестиваля), кровь ещё кипит, пульс не пришёл в норму. Но и вне исторического контекста там есть масса любопытных деталей, говорящих кое-что не только о Годаре-человеке, но и о Годаре-режиссёре.
Слово "революция" в каждом втором ответе присутствует. В 2009-м всё касаемо революций с добродушной ухмылкой читается. Минуло 40 лет, многое изменилось. Сейчас уже не до революций, осталось два врага - экономический кризис и террористы. Никакими революциями тут проблему не решишь. Но, могу поспорить, что Годар и сейчас ни от одного сказанного тогда слова не откажется. Весь его кинематограф - это постоянные высказывания на злобу дня. Чем непонятней, тем лучше. Непонятность не от какой-то режиссёрской позы, а потому что постоянно новые ходы, новые лазейки искал. Проверял киноязык на прочность. В 60-70-х, надо сказать, получалось просто блистательно. При этом кинематограф оставался лишь инструментом, а не самоцелью. Хотя нет ничего проще, чем сказать, что Годар - это прежде всего кино ради кино. В 80-х - пожалуй.
Одна из ключевых фраз всей беседы: "Мы знаем, что Эйзенштейн снял такой-то фильм в таком-то году, однако каковы были его связи в России в то время - об этом мы ничего не знаем, был ли он троцкистом, бухаринистом, сталинистом или ленинистом неизвестно, а это очень важно, он был по горло во всем этом и отсюда рождалось его кино". То есть по Годару - гражданская позиция равна позиции художника.
Здравая в общем-то мысль. Единственная проблема - со сменой эпохи все эти гражданские позиции, выраженные посредством кино, музыки или живописи канут в Лету. Без эпохи, которую они выражали и отражали нет их самих. Сам Годар, собственно, во второй половине 80-х серьёзно "подхрамывать" стал, а в 90-х так и вовсе в какую-то параллельную кинореальность ушел. Излюбленные темы изжили себя в действительности, а значит перестали быть интересны и в кино.
Впрочем, в картинах самого Годара была не только голая рефлексия о Франции и Европе. Словами толком это не выразить. Но именно из-за этого невыразимого компонента его французские киноманы давным-давно называют не Godard, а просто God.
|
|