Что ж ты вьешься над моею головой
На днях в прокат вышел новый фильм Миике-сана "Вороны: Продолжение", и, думается, об этом надо что-то написать. Такаши всё-таки редкий гость на большом экране. Жаль упускать такой повод. Тем более, тут есть о чём поговорить.
Вообще, говоря о Миике, всегда говоришь, в сущности, об одном и том же. Трудоголик в кубе, человек-оркестр, боготворящий не качество, а количество и т.д. Стандартные такие определения, и что важно - вполне обоснованные. Не совсем понятно, как это всё может один человек снимать-монтировать, но ценят японца за другое. У него есть свой стиль, свой почерк, своя манера. Зачастую, правда, все эти немаловажные составляющие буквально растворяются в нарративе, но в самые важные моменты появляются, так сказать, на поверхности. У него же на один фильм одна хорошая придумка. Причём буквально. 98% экранного времени он банально хронометраж гонит (по-ремесленнически крепко, но без вдохновения), а потом р-р-раз! - получите, распишитесь. И уже вроде не зря кино садились смотреть. Ну а как по-другому, когда в год по 3-5 картины надо снимать?
Что-то подобное и от новой ленты ожидалось. Но Миике приятно удивил. Видно, что с душой человек (оказывается, она у него есть) к проекту подошёл. То есть, не возникает ощущения, что для отписки сделано, а как бы даже по-настоящему. Проще говоря, тех самых придумок тут намного больше, чем в среднем у Такаши. Фильм про то, как молодые люди из разных группировок бесконечно дерутся, выясняя, кто круче. Маскулинное кино такое. Чувствуется, что режиссёру на всё происходящее плевать (это, собственно, ко всем картинам Миике относится), но он здесь по крайней мере честно свой творческий долг выполняет. И это удивительно.
Я вот всё жду (дождусь ли?), когда японец возьмёт паузу в года два. Потом ещё полтора года новый фильм снимать будет. И вот тогда-то мы увидим, что он на самом деле может и умеет. Ведь даже в своих лучших работах (навскидку - "Кинопроба", серия "Imprint" в проекте "Мастера ужасов", новелла "Box" в альманахе "Три экстрима") он процентов на шестьдесят выкладывается, не больше.
Словом, "Вороны" вполне самодостаточным высказыванием оказались. Приятная неожиданность.
Там, где живут чудовища
Наконец посмотрел "Сказки стриптиз-клуба" (так у нас перевели куда более многозначное "Go Go Tales") Абеля Феррары. Там что с самого начала немного смущало: финансировали проект итальянские товарищи, и от обычной ферраровской команды (сценарист Николас Сейнт-Джон, оператор Кен Келш, композитор Дэн Делия, продюсер Мэри Кейн) остались рожки да ножки, то есть - никого не осталось. Сценарий написал сам Феррара (а он не так, чтобы большой мастак по этой части), остальные ответственные посты заняли потомки древних римлян. Интрига...
Сюжет простой, можно сказать скоморошный. Владелец стриптиз-клуба в долгах как в шелках, от отчаяния на оставшиеся сбережения покупает лотерейных билетов и... выигрывает 18 млн. долларов. Но не может найти тот самый счастливый клочок бумаги. А кредиторы жмут со всех сторон. Абсолютно классическая история. В 50-60-х такие сюжеты особенно любили.
Что тут делает Феррара. Во-первых, Абель отнюдь не так суров, как обычно. Если быть совсем точным - он вообще не суров, а, напротив, весел и приветлив. То есть "Сказки" ни разу не драма, а милейшая комедия с некоторым моралите и фирменными режиссёрскими штришками. Оказывается, Феррара умеет шутить. И не грубо, с подковыркой, а как-то очень по-доброму, непринужденно. В конце, конечно, имеет место быть один сюжетный фортель. С ног на голову ничего не переворачивается, но явственно даётся понять - у режиссёра есть пару фиг в кармане.
Словом, совсем другой Феррара здесь. И это, конечно, плюс. Совпадение или нет, но именно после "Сказок" взял и нежданно-негаданно в документалистику подался. Чувствуется, есть, есть там внутренние резервы.
Да, тут ко всему прочему ещё наша любимая Азия натурально с собакой целуется. Не отсырел порох в пороховницах. Только спичку поднеси...
|
|