"Аватар". Постскриптум.
Да, ещё буквально пару слов об "Аватаре". Как ни крути, это настоящее событие, явление, которое в отличие от девчачьих визгов действительно заслуживает внимания. И дело совсем не в сборах. Более того, сборы в данном случае вопрос второго порядка (хотя по-человечески хочется, чтобы проект, как минимум, окупился; Джим этого заслуживает как никто другой). Дело в зрительской реакции и (главное!) аргументации.
Не знаю, может это прозвучит слишком пессимистично, но, похоже, титанический труд Нолана ("Темный рыцарь") и Снайдера ("Хранители") пущен коту под хвост. Почему? Потому что, как выяснилось, зрители хотят сказки. Несмотря на то, что эти двое наглядно показали и доказали, что современный блокбастер может быть по-настоящему умным, тонким и глубоким (нолановской драматургии, думается, рукоплескал бы и Фёдор Михайлович), зрители всё равно требуют прежде всего зрелища. Кэмерон это зрелище им дал, отчасти наступив на горло собственной песне. "Чужие", "Бездна", "Терминатор", "Т2", "Правдивая ложь" и даже казалось бы линейный "Титаник" (ну все же знали, что он утонет!) таили в себе куда больше, чем могло показаться на первый взгляд. Будучи не ремесленником, а художником от Кино Кэмерон шифровал в мимолетных сценах и ничего (на первый взгляд) не значащих диалогах то, что, в конечном счете, заставляло возвращаться к его фильмам снова и снова. Что способно зацепить в "Аватаре"? Призрачные намеки на иракскую кампанию? Экологический пафос? "История любви!" - воскликнут впечатлительные барышни. "Революционные спецэффекты!" - добавят их парни. Но сами по себе спецэффекты не имеют ровным счётом никакого отношения к Кино, а являются лишь его составляющей (когда речь о блокбастерах - важной составляющей), а т.н. история любви прописана здесь на уровне женских романов.
Занятно, как изменилось отношение к сценарию "Аватара". Достаточно вспомнить комментарии читателей до премьеры и после. До - в трейлерах нам показали самую малость, уверен, Джим, как всегда, заготовил для зрителей массу вкусных сюжетных кульбитов. После - ну и что, что сценарий самый обычный, да, всё это мы не раз видели, но зато какие там спецэффекты!
Меж тем, от режиссёров уровня Кэмерона можно и нужно требовать полной самоотдачи. Только лишь потому, что они на это действительно способны, в отличие от армии ратнеров, соммерсов, бэев и т.д. А что касаемо спецэффектов... Даже самая красивая девушка на свете превращается в пустое место, если, открыв рот, начинает нести околесицу. В этом смысле, "Аватар" Джеймса Кэмерона - чертовски привлекательная особа. Единственная её беда - ей совершенно нечего сказать.
Революций в большом кинематографе за последние 40 лет было ровно две: "Звездные Войны" Джорджа Лукаса и "Матрица" тандема Вачовски. Первые породили настоящую религиозную секту, вторая взбудоражила умы всех мировых интеллектуалов (ряд представительных философских конгрессов, посвященных фильму - лучшее тому доказательство). "Аватар" опередил развитие кино-технологий лет этак на пять. Но важно другое - через десять лет кино-технологии будут ещё лучше, а банальность всего остального, увы, останется в картине навсегда.
|
|