Никто не будет со мной играть
На свою беду посмотрел на сон грядущий (который, ест-нно, после просмотра как рукой сняло) недавнюю документалку Вернера Херцога "Wild Blue Yonder". Великий немец, как всегда, подкинул пищи для размышлений.
Пару слов о содержании: в самом начале фильма актёр Дуриф, глядя в камеру сообщает, что он пришелец с далекой планеты (что, в принципе, не новость, я про него нечто подобное уже давно подозревал), которая вроде как накрылась медным тазом, а перед тем как - отправила на Землю своих посланцев, чтобы они наш голубой шарик обжили и обустроили. Но, цитата, "we aliens all suck". А сам он устроился работать в ЦРУ. Потом наши ученые обнаружили какой-то инопланетный вирус, и отправили астронавтов к планете актёра Дурифа, чтобы там найти противоядие и спасти старушку-планету.
Как всё это выглядит: Дуриф на какой-то лос-анджелеской свалке читает свой проникновенный монолог, на который накладываются хроники каких-то подводных исследований и настоящая съёмка астронавтов на борту космического корабля. Плюс к этому пару раз показывают каких-то полубезумных математиков (тоже настоящих), которые на каком-то нечеловеческом языке что-то объясняют про временные тунели в пространстве и рисуют на досках закорючки. Когда Дуриф не балаболит за кадром, играет музыка выдающегося Эрнста Райцигера, что автоматически облагораживает просмотр.
Словом, классическое такое mockumentary, когда на документальные кадры накладывается текст и всё это порождает какой-то третий смысл. А доверчивый зритель, вроде меня, так и вовсе за правду может принять. Но интересно тут, конечно, не это. А персона режиссёра. Вообще, идеальная концепция для анализа любого херцоговского фильма начиная с года этак 82-го, состоит в том, что старина Вернер сошёл с ума, в медицинском смысле, ну, то есть буквально. Она (концепция) объяснят совершенно всё. И, надо признать, в ней есть своя логика. Абель Феррара со мной точно согласился бы. Но, с другой стороны, нельзя не признать, что документалки Херцога - это какой-то жанр в жанре. Пусть банально прозвучит: но так, как делает это Херцог, не делает больше никто.
Больше всего на уровне смыслов любопытно противопоставление дна морского (отчего дома актёра Дурифа) и околоземного пространства. Всё это очень напоминает визуальное воплощение приписываемого Гермесу Трисмегисту изречения - что вверху, то и внизу (хитрый Гёте значительно позднее переиначил - что внутри, то и снаружи). По сути, Херцог приравнивает одно к другому. Причём параллель эта настолько очевидна и навязчива, что не о какой случайности не может быть и речи.
Но концовку немец выдал слащавенькую. Не в его стиле. К счастью, она не может отменить очарования предшествующих 77 минут. Так-то.
Ну и куда без картинок:
|
|