Гаттака (Gattaca)
Автор сценария и режиссер: Эндрю
Никкол, США, 1997 год.
В ролях: Итан Хоук, Ума Турман,
Джуд Лоу, Алан Аркин, Лорен Дин,
Эрнест Боргнайн.
Музыка: Майкл Найман.
Оператор: Славомир Идзяк
Посмотри на деяния Божьи. Кто может выправить то, что было создано кривым? [Эклизиаст, глава 7, стих 13]
Мы не только собираемся экспериментировать с матерью природой, но и убеждены, что она сама того хочет [Уилорд Гейлин]
Эндрю Никкол в первую очередь известен как автор сценариев. Причем весьма успешных, если судить по номинации на премию Оскар за фильм "Шоу Трумана". В 1997 году Никкол дебютировал в роли режиссера в фантастической киноленте "Гаттака" и опять таки удачно (исхожу из крайне положительных отзывов критики).
История недалекого будущего предвещает нам полное торжество генетики, упразднившей естественные процессы зачатия и деторождения, во имя, известных еще со времен
фашизма, идей чистоты и совершенства нации. Только выросшие в пробирке граждане имеют перспективы жизни в нормальном социуме. Остальные же, подверженные новой форме геноцида - геноизму обречены на существование в самых низших общественных классах.
Винсент Фриман один из таких "непригодных" (Invalid) работает уборщиком и с детства мечтает о полете в космос. Для этого он покупает личность другого человека Джерома Морроу (Valid), пытаясь обмануть власти и таким образом попасть в экспедицию на Нептун. До полета остается совсем не много, когда убийство грозит раскрытием его реальной личности.
Никкол аккуратно выстраивает сюжетные шаги, придерживаясь в течении всего фильма тонкой арийской эстетики придуманного им стерильного будущего. Все люди в Гаттаке
малоэмоцианальны, застегнуты на все пуговицы и туго затянуты в галстуки. Несмотря на это герои приглашенных звезд - Умы Турман и Итана Хоука крайне мелодраматичны. Фильм формально относится к жанру фантастики, однако, он не технократичен. Скорее наоборот. Например, от автомобилей веет стилем ретро, а взлет ракеты со стартовой площадки напоминает произведения Рэя Брэдбери в которых больше романтики, нежели описания технологий.
Хотелось бы отдельно сконцентрировать внимание на том, что на протяжении всех 112 минут фильма звучит музыка Майкла Наймана.
Фильм так сильно понравился автору этой небольшой рецензии, что ему хотелось бы рекомендовать вам через определенные участки времени (для реконструкции в памяти всех замечательных моментов) его пересмотр. Лично мне довелось сделать это уже пять раз.
Андрей ЕГОРОВ
|
|