Разделы
Главная страница
Об авторах и сайте
Фотоархив
Рецензии на фильмы
Персоналии
Ссылки


Терри Гилльям - згадочная фигура американских просторов. Он, очевидно, не очень вписывается в голливудский мейнстрим, но и к американским indies его с ходу не причислишь. По крайней мере, в неплохую подборку американского независимого кино в нашем журнале "Сеанс" он не попал, хотя туда попал, например, Джонатан Демме ("Филадельфия", "Молчание ягнят", "Возлюбленная"). Внетусовочный человек. Что никак не сказывается на качестве кино. Даже напротив, делает его довольно непредсказуемым и интересным. Например, стало модно вводить кино наркотики, а Гилльям довел эту моду до экстремума - так что кроме них в "Страхе и ненависти" почти ничего и нет. Наивно было бы воспринимать это как пропаганду наркотического образа жизни., но как зрелищный эксперимент - очень даже можно. Можно и глубже, если надо, - это фильм-этажерка, со многими уровнями смысла. Наркотики видоизменяют мир, который ты не можешь изменить сам. Как во сне, все твои усилия оказываются тщетными. Остается бегство от реальности, блестяще и тотально примененное Деппом и Дель Торро в фильме Гилльяма. Еще один итог к наступающему концу века, концу света, к началу мира Монти Пайтона, Чаши Святого Грааля и Двенадцати обезьян.

Н.О.
"Вечерняя Москва"



Страх и ненависть в Лас-Вегасе
(Fear and Loathing in Las-Vegas)

Режисер Терри Гильям, США, 1998 год.
В ролях: Джони Депп, Беницио Дель Торро,
Кристина Риччи.



Получить в редакции кругленькую сумму на командировочные расходы, выйти из затхлого и душного офиса Sport-Express, мысленно уже оказаться за рулем красной тачки, взятой на прокат, под колесами лента прямого шоссе Эл-Эй-Лас-Вегас, рядом кореш, в зубах сигарета, где то булькает бутылочка виски, в багажнике чемодан с разными снадобьями - от кокаина до эфира.

Ну мотогонки - так мотогонки, какая разница о чем писать репортаж! Это гонзо-журналистика, нервная, разбойная и горячая. Отравляющая читателя, одним рывком выдвигающая баррикады вперед до упора, до самого носа читателя, оставляющая между ним и всем остальным абсурдно-жестоким миром лиш тонкий листок подслеповатой печати.

Непоседа, разбойник, наркоман, лысый хиппи, прямая противоположность Большого Лебовского - Хантер С. Томпсон, тот, что за рулем, - основатель и главный автор нового жанра, немедленно обретшего популярность. Североамериканские Соединенные Штаты охвачены смутным брожением, общество переживает переход от цветочно-хипповских 60-х к отрезвляющим мрачным 70-м. Марихуана уступает место более тяжелым веществам. Радость жизни и идеализм сменяются атмосферой подозрительности и вины - наступает время Никсона и пост-вьетнамского синдрома.

Хантер Томпсон колесит по стране, цепляясь к любому поводу, чтобы писать об этом. Ловить ритм изменяющегося людей к политике, к взглядам на жизнь, к себе. Написанная им культовая книга Fear and Loathing in Las-Vegas породила слово "гонзо", а в конце 90-х стала основой для фильма Терри Гилльяма.

Путешествие на край света под амфетаминовым приходом. Путешествие мертвеца с мертвецом в страну мертвых (даром что роль Хантера играет Джоно Депп, эталонный "мертвец" из джармушевского метафизического вестерна). Все умерли, все умерло, надежда умерла, и единственное средство остаться живым - глотнуть виски, догрузится кокаином, сверху мескалином и на десерт вдохнуть эфира. Тогда грязь и нечистоты могут показаться клумбой с цветами, а обрыдлый стандарт гостиничных номеров заполнится причудливыми рептилиями. Только так можно опохмелится от сумасшедшего психоделического запоя "эпохи цветов", который был круто обломан депрессивными 70-ми. Уже нельзя обеспечить себе покой, но можно забыться и оплакать ушедшую эпоху. Впрочем, забытье забытьем, а оплакивать ее никто не собирается. Здесь только хардкор. Без сантиментов. Да и какие сантименты после эфирных паров и прочих коктейлей?

Хантер пишет о том, что видит. Так, чтобы вас проняло, чтобы вы поняли, что вокруг страх и ненависть, за этими блестящими фасадами Лас-Вегаса - летучие мыши и рептилии, страх и ненависть царят в Лас-Вегасе, страх и ненависть сидят в людях. Марихуанно-благостные хиппи мертвы, все сплошной обман, кто сказал: All you need is love? - не слушай, не развешивай уши, парень, все, что тебе надо, - это еще галлюциногенов, желательно покрепче. В этом мире нет места достойным людям, им остаются только сны и разговоры, или на западный манер небо в алмазах. Садись, поехали! А что уже приближается к конец обширного меню убойной силы веществ - кому какое дело. Любой конец будет естественным для надсаживающего горло гонзо. Широкоугольно-пейотлевая съемка фиксирует неуклонное погружение на дно - общества и Хантера Томпсона, следующего за ним повсюду.

Николай ОХОТИН.
журнал "Вечерняя Москва"

 

Используются технологии uCoz