Разделы
Главная страница
Об авторах и сайте
Фотоархив
Рецензии на фильмы
Персоналии
Ссылки



Кикуджиро

Маленький мальчик, живущий со своей бабушкой, на каникулах хочет встретится со своей мамой находящейся в другом городе. Доставить малыша туда заставляют весьма непутевого соседа, с которым вечно приключаются дурацкие истории.

Центральный вокзал

После смерти матери ребенок остается один в большом городе. Отвезти парня к живущему в далеком поселке отцу решается старая женщина, чье основное занятие заключается в написании писем для неграмотных людей.


Однотипность в данном случае не претит. Даже, несмотря на идентичность сюжетов, которые словно сговорившись, двигаются параллельно вдоль всей временной линии крайне похожих своими ситуационными ходами фильмов. Обе картины-близнецы (казалось бы) разнятся так, что при поочередном просмотре обоих произведений можно объявлять конкурс - "Найди 256 отличий".

В обоих фильмах лейтмотив путешествия и встреченных в дороге приключений имеют совершенно различный смысл. Если в благополучной Японии любое происшествие с героями Кикуджиро можно расценивать как забавную сцену (местами зритель искренне смеется), то в Центральном вокзале плачущая женщина оставшаяся с ребенком без денег в глубокой бразильской провинции вызывает подлинное сочувствие, ведь в данном случае речь идет о выживании.

Фильм Такеши Китано лиричен. Для картины Вальтера Саллеса больше подходит определение драма в прямом толковании этого слова.

Маленький японский герой расстроен тем, что проведет очередные школьные каникулы без родителей (из всех родственников в наличии имеется одна лишь бабушка). Пареньку из Рио не повезло значительно больше. Мать на его глазах переехал автобус, а с алкоголиком отцом он никогда не встречался. Оказавшись брошенным на вокзале, наш герой попадает к торговцам детьми. Стоимость его жизни теперь приравнивается к стоимости телевизора, купленного старой учительницей на деньги от сделки с местной мафией.

Вот и выходит, что тема одиночества человека, о которой рассказывается в обоих фильмах, меняется коренным образом. Если в одном случае события, происходящие с героями, решают вопрос их жизни и смерти, то вторая история явно просится стать темой школьного сочинения "как я провел лето".

В Кикуджиро ребенок бегает в кадре декорированный ангельскими крылышками и обращается к своему провожатому "дядя". Его противоположность из Центрального вокзала обзывает свою спутницу старой уродиной и утверждает, что спит с женщинами, отчего уже является настоящим мужчиной. Единственное что объединяет оба фильма, помимо родственных сюжетов, это добрые люди, встреченные в пути. Мир, как известно, не без них. Что нам и демонстрируется обоими авторами. Только если Кикуджиро и его маленького спутника берется подвести добрый писатель, раскатывающий по всей стране в свое удовольствие, то боговерный латинский водитель грузовика бежит от ребенка и учительницы, стоит последней лишь заикнутся о чувствах, которые она испытывает к нему. Тонущего японца вытаскивают из бассейна спасая ему жизнь. Бедную же женщину, ютящуюся в убогой квартирке, преследуют бандиты с одной простой целью - убить.

Кикуджиро каждым кадром напоминает нам о том, что мы смотрим фильм автора ранее снявшего Феерверк. После чего начинаешь задаваться вопросом - буду ли я ждать следующего фильма Китано? Когда-то столь радовавший нас визуал (имеется в виду все тот же Феерверк) теперь начинает приедаться (а это уже о Кикуджиро). Хотя ругать фильм с элементами вечных ценностей страшно.

Получивший награду берлинского кинофестиваля Центральный вокзал производит крайне сильной впечатление просто замечательной операторской работой. А ведь возможно это снимали люди, чьи дешевые и сопливые мыльные оперы так любят наши домохозяйки. И это кажется особенно забавным!

В общем, вам рекомендуется посмотреть оба этих очень простых фильма. Одновременно или, по крайней мере, с небольшим временным разрывом. С вашей стороны это будет выглядеть как некого рода акция или, если хотите, перфоманс, а если говорить еще более точно - сравнительная лабораторная работа.

Кстати, внимательный зритель заметит, как быстро исчерпал тему Китано. И чтобы продлить фильм приделал к его логической концовке не очень гармонирующее продолжение (неимоверно растянутое и занудное), которое мы должны рассматривать как нетривиальный ход. Что мы и делаем, улыбаясь из вежливости, глядя на то, как четверо взрослых людей, бросив все на свете, развлекают ребенка. Чем бы дитя не тешилось…

В случае с Центральным вокзалом авторы в конце повествования совершенно случайно отыскивают двух старших братьев мальчика, с которыми он и остается. Что является несомненным гуманизмом по отношению к героям. Ведь если у них даже богатые плачут, представляете, что творится с бедными?

Андрей ЕГОРОВ

 

Используются технологии uCoz